«Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой,

вам никогда не понять, что такое джаз…»                                          

Луи Армстронг

 

            Джаз - ощущение жизни, дающее каждому возможность преобразовать свои мысли в звуки благодаря импровизационной природе этого удивительного явления. Но где именно возник классический ДЖАЗ? Вопрос до сих пор остается открытым. Скорее всего правы те, кто утверждает : он появился одновременно в разных штатах Америки – Мемфисе, Сент-Луисе, Чикаго, Канзас-Сити и даже Нью-Йорке. Однако одна из легенд гласит, что появился он именно в Новом Орлеане. И сколько бы уверенно ни доказывали исследователи джаза обратное, во мнении большинства первые образцы джаза тесно связаны именно с «новоорлеанской» традицией.

Самые ранние джазовые записи , осуществленные до 1925 года, были сделаны здесь. Правда , первая запись джазовой музыки принадлежит не черным исполнителям, а их «белым имитаторам» - парадокс, которыми так богата история джазовой культуры. Но кто бы ни был первым -  «черные» или «белые», - именно в Новом Орлеане из пестрой смеси блюзов и спиричуэл, регтаймов и самой разнообразной музыки для духовых оркестров постепенно формировалось то, что приобретет впоследствии выразительное и загадочное имя: ДЖАЗ.

Впоследствии историки не раз задумывались над тем, почему именно здесь, в Новом Орлеане из всех жанров предджазовой культуры родилось новое искусство. У самих джазменов был только один ответ: «Нью-Орлеан – особый город». Город, полный музыки и музыкантов – оркестров и сольных исполнителей.

 

Основа джаза - импровизация.

 (от лат. improvisus — неожиданный, внезапный), сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом.

Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией. Еще одна черта - ритм-группа, где центральной фигурой является барабанщик.

Ритм джаза - полиритмия, синкопы, свинг (балансирование между акцентами, что дает впечатление «раскачивания»).

 

ПОЛИРИТМИЯ (от поли... и ритм), в музыке — одновременное сочетание двух или нескольких ритмических рисунков  (напр., соединение бинарного деления длительностей с триолями и др.). Распространенная форма организации полиритмии — полиметрия.

 

СИНКОПА (греч. synkope, букв. — обрубание, сокращение),

1) в музыке — смещение ритмической опоры с сильной или относительно сильной доли такта на слабую.

2) В стихе — переакцентуация.

 

СВИНГ (англ. swing — качание, взмах), —

1) выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия.

2) стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х гг. в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.

 

Сопровождение - не связано с мелодией и выдерживается самостоятельной группой инструментов (ударные, контрабас, гитара).

Какие же инструменты характерны вообще для джаз-бендов?

 

В раннем джазе - корнет, флейта-пикколо, один или два медных духовых типа валторны и ритм-группа (барабан, кон­трабас, туба).

Излюбленные инструменты современных джазистов: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, виброфон, гитара (банджо). Хотя есть прекрасные джазовые флейтисты и скрипачи.

Говоря о джазе, нельзя не назвать имена известных джазистов -Дюк Эллингтон (фортепиано), Луи Армстронг (корнет, труба), Бенни Гудмен (кларнет), Элла Фицджеральд (певица).

Направления джаза:

  • ранний джаз (хот-джаз (горячий джаз);
  • холодный джаз (кул-джаз);
  • КУЛ-ДЖАЗ (от англ. cool jazz, букв. — холодный джаз), один из стилей современного джаза, сформировавшийся на рубеже 1940-х — 1950-х годов на основе развития достижений свинга и бопа. Происхождение этого стиля прежде всего связано с именем свингового саксофониста-негра Л. Янга, разработавшего «холодную» манеру звукоизвлечения; он же ввел впервые в обиход сам термин «кул». Кроме того, предпосылки кул-джаза обнаруживаются в творчестве многих музыкантов бибопа — таких, например, как Ч. Паркер, Т. Монк, М. Дэвис, Дж. Льюис, М. Джексон и других. Вместе с тем кул-джаз имеет существенные отличия от бопа. Это проявилось в отказе от чрезмерной ритмической экспрессивности и интонационной неустойчивости, от нарочитого подчеркивания специфически негритянского колорита. Кул-джазу присущи такие черты, как эмоциональная сдержанность, усиление интеллектуального начала, возросшая роль композиции, аранжировки, формы и гармонии, усложнение тонально-модуляционной логики, использование элементов политональности и атональности, полифонизация фактуры, тенденция к сближению с европейской академической музыкой. Кул исполняется как малыми ансамблями (комбо), так и большими оркестрами, в состав которых нередко включаются нетипичные для джаза инструменты симфонического оркестра. Влияние кул-джаза сказалось на развитии других современных джазовых стилей, особенно джаза Западного побережья и «третьего течения». Наиболее известные музыканты кула — Д. Брубек, Дж. Ширинг, Б. Ивенс, П. Десмонд, Шорти Роджерс и др.

  • свит-джаз (сладкий джаз);
  • би-боп (нервный, взвинченный джаз);
  • БИ-БОП (боп) (англ. bebop), джазовый стиль, сложившийся в начале 1940-х годов, одно из основных направлений модерн-джаза. Бибоп, продолжая развивать принципы свинга в использовании выразительных средств, обнаруживает самые разнообразные тенденции. Это музыка, создаваемая не для массового потребления, а для довольно ограниченной аудитории знатоков и ценителей. Главной фигурой здесь становится солист-импровизатор (в роли которого может выступать любой участник ансамбля), в совершенстве владеющий музыкальным инструментом (или голосом), стремящийся к индивидуальному самовыражению. Другие специфические черты бибопа: тенденция к возрождению и одновременно обновлению традиций негритянского хот-стиля (в этом смысле бибоп сближается с ривайвл-джазом); новаторство в сфере мелодики, ритма, гармонии и тональности; усиление фактора неожиданности, непредсказуемости, нарушение регулярности движения, склонность к асимметричным построениям, введение элементов атональности и политональности; обилие хроматизмов, диссонансов, кластеров, широкое применение брейков и риффов, офф-бита.

    В области вокала утвердилась и получила дальнейшее развитие заимствованная музыкантами бибопа из традиционного джаза особая бестекстовая, слоговая техника исполнения — скэт. Эта манера пения, благодаря отсутствию зависимости мелодии и ритма от текста, открывает большие возможности для свободной импровизации и для использования голоса как виртуозного музыкального инструмента. От бибопа ведет происхождение характерная разновидность скэта, непосредственно связанная с имитацией звучания отдельных инструментов, инструментальных групп, ансамблей и даже больших оркестров — так называемое «инструментальное пение» (англ. instrumental vocal).

    Еще одна область экспериментирования музыкантов бибопа — освоение латиноамериканских ритмов, фольклорного инструментария народов Центральной и Южной Америки. Наиболее значительные достижения в этой области принадлежат «афро-кубинскому джазу» (другие названия данного направления — «ку-боп» или «кубана-боп»); с ним также связаны попытки создания биг-бэндов, играющих в стиле бибоп. Существенное влияние бибоп оказал и на многие последующие стили современного джаза (кул, хард-боп, модерн-свинг, фри-джаз и другие). Основоположниками бибопа считаются саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи и пианист Телониус Монк. Первые записи бибопа на пластинки сделаны в 1945.

  • симфоджаз.
  • СИМФОДЖАЗ (англ. simphojazz),стилевая разновидность джаза в сочетании с легкожанровой симфонической музыкой. Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Были попытки воссоздать подобный синтез в новом качестве и в более позднее время.

     

С 20-х годов джаз приобретает все большую популярность во всем  мире, в том числе и в нашей стране. История джаза в нашей стране связана с именем Леонида Утесова. Джаз на отечественной сцене не вытеснил песню, не стал основой легкой музыки, а был  обогащен народными традициями. В 1927 г. в Москве был создан джаз-оркестр Александра Цфасмана. Весьма разнообразны по сти­лю современные джазовые коллективы - «Ленинградский Дикси­ленд», «Каданс» Германа Лукьянова.

С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок-н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Эл­вису Пресли.

«Рок», «фанк», «соул», эстрадная музыка, музыка кино и теле­видения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.